Статья 11215

Название статья

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ 

Авторы

Рассадина Татьяна Анатольевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы, Ульяновский государственный университет
(Россия, г. Ульяновск, ул. Толстого, 42), t.rassadina@mail.ru

Индекс УДК

 316.75

Аннотация

Актуальность и цели. Предмет исследования – влияние интернет-коммуникаций на формирование интернет-зависимости. Вопросы психологической природы и динамики развития интернет-зависимости активно исследуются зарубежными и отечественными авторами. Вместе с тем существуют информационно-коммуникативные аспекты формирования интернет-зависимых пользователей, которые впелетены в ткань общения, учебной, профессиональной деятельности, повседневности прежде всего молодежи. Эти аспекты также требуют исследовательского внимания. В ряду задач исследования определение предпосылок развития интернет-зависимости, связанных с особенностями и механизмами интернет-коммуникаций; выявление интернет-зависимых лиц; составление социокультурного портрета интернет-зависимой личности; выделение видов информации, вызывающих зависимость.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили традиционные принципы, подходы к исследовательской практике, как-то: принцип взаимосвязи и взаимодействия социальных факторов и процессов; метод формально-логического анализа понятий, сравнительный метод; вторичный анализ социологических данных. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования среди пользователей социальных сетей. Выборочная совокупность составила 425 респондентов, выборка случайная, бесповторная. Метод исследования – онлайн-анкетирование. Анкета была размещена на отдельном сайте в сети Интернет, ссылка на который распространялась по социальным сетям.
Результаты и выводы. Исследование подтверждает, что Интернет активно используется для общения, зачастую компенсируя разного рода психологические (личностные и коммуникативные) проблемы пользователей, вызывая у определенной части интернет-аддикцию. Вместе с тем делается вывод о необходимости смещения ракурса рассмотрения интернет-зависимости с психологического, медицинского в сторону информационно-коммуникативного. Интернет становится главным источником получения информации, необходимой для профессиональной, учебной деятельности, в повседневности, для ориентации в мире в целом. С этой целью используются прежде всего социальные сети. Интернет в целом и социальные сети в особенности позволяют в достаточном объеме удовлетворять потребности в получении разнообразной информации, иметь свои референтные группы и сообщества, сами порождают и усиливают такие потребности, переводят пользователей на другой уровень информационной насыщаемости, внутренней и внешней мобильности, психологического напряжения и комфорта, создают желание постоянно возвращаться в виртуальное пространство и пребывать в нем подолгу, становятся наиболее привлекательным и притягивающим «ареалом» для пользователей, вызывая состояние зависимости от них. Предложены индикаторы сформировавшейся интернет-зависимости информационно-коммуникативной природы, в ходе исследования выявлены ее симптомы у респондентов, составлен социокультурный портрет интернет-зависимой личности, показано влияние фактора связи профессиональной, учебной деятельности с ресурсами сети в формировании интернет-зависимости. Результаты исследования призваны обратить внимание на появление интернет-зависимости у обычных пользователей, не имеющих первоначально серьезных психологических проблем, в процессе ежедневного использования информационно-коммуникативных возможностей ресурсов Интернета, что требует прикладных исследований и практических рекомендаций специалистов для решения и предупреждения данной проблемы.

Ключевые слова

интернет-коммуникации, зависимость, интернет-зависимость, интернет-зависимая личность, информационно-коммуникативный аспект интернет-зависимости.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Янг, К. С. Диагноз – интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
2. Goldberg, I. K. Questions & Answers about Depression and its Treatment: a consultation with a leading psychiatrist / I. K. Goldberg. – Philadelphia : Charles Press, 1998. – 267 р.
3. Orzack, M. H. Computer addiction: What is it? / M. H. Orzack // Psychiatric Times. – 1998. – Vol. 15, № 8. – P. 34–38.
4. Griffiths, M. Does Internet and computer «Addiction» exist? Some case study evidence / M. Griffiths // CyberPsvchology and Behavior. – 2000. – Vol. 3, № 2. – P. 211–218.
5. Davis, R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / R. A. Davis // Computers in Human Behavior. – 2001. – Vol. 17, № 2. – P. 187–195.
6. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский. – URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm.
7. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – 445 с.
8. Лоскутова, В. А. Подходы к терапии нехимических зависимостей / В. А. Лоскутова // Игровая зависимость: мифы и реальность : сб. материалов Междунар. конф. / под ред. Т. Б. Дмитриевой. – М., 2007. – С. 75–81.
9. Жичкина, А. Е. Пространство, населенное Другими / А. Е. Жичкина // Планета Интернет. – 1999. – № 16. – С. 76–81.
10. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
11. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. – 2005. – № 2. – С. 20–27.
12. Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова – 2-е изд., испр. – М. : ЛКИ, 2011. – 224 с.
13. The new international Websters Comprehensive Dictionary of the English Language: Delux Encyclopedic Edition / Trident Press International. – Funk & Wagnalls Standard Dictionary / International Edition, copyright. – 1998. – 1683 р.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук ; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1998. – 944 с.
15. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия : в 2 т. / Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. – М. : Медицина, 2002. – Т. 1. – 672 с.

 

Дата создания: 06.08.2015 08:56
Дата обновления: 10.10.2015 11:44